Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Отчет о проделанной работе психолога с детьми группы риска

Отчет педагога — психолога о проделанной работе

Годовой отчет о работе педагога – психолога

МБОУСОШ №11 Комиссарова Л.Е.

за 2017-2018 учебный год.

Работа педагога-психолога велась на основании годового плана на2017-2018 учебный год и строилась в соответствии со следующими целями и задачами:

  • Содействовать администрации и педагогическому коллективу школы в создании психологических условий для развития личности всех участников образовательного процесса.

  • Содействовать в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для достижения успеха в жизни и получении профессии.

Задачи:

  • Проведение психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся к новым социальным условиям;

  • Выявление соответствия индивидуальных особенностей развития ребенка возрастным нормам

  • Проведение развивающих занятий для эмоционально-волевой, коммуникативной, познавательной сфер детей школьного возраста

  • Проведение анализа социально – психологического климата в детских коллективах и содействие по их гармонизации.

  • Формирование общей готовности к самоопределению.

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности работа велась по основным направлениям:

  • Консультативное

  • Диагностическое

  • Коррекционно-развивающее

  • Просветительское и методическое в соответствии с перспективным планом работы.

  1. Диагностическая работа.

В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей и анализа проблем личностного развития), а так же как составляющая индивидуальных консультаций.

В рамках групповой диагностики проводилась следующая работа :

  • Изучение уровня готовности к обучению в школе учащихся первых классов(стартовая диагностика). Период проведения 18.09-6.10, участвовало 70 человек.

  • Изучение адаптации 5-х классов к обучению в основной школе. Период проведения 9.10-17.10,участвовало 72 учащихся.

  • Изучение адаптации учащихся 10-х классов к обучению в старшем звене. Период проведения 2.10-18.10, участвовало 51 человек.

  • Изучение уровня адаптации учащихся первых (адаптация к школе). Период проведения 11.01-30.01 , участвовало 70 человек.

Сроки проведения соответствовали срокам, указанным в годовом и четвертном плане.

Результаты обследования (вся информация в процентном соотношение) были указаны в аналитических справках и использованы на педагогических консилиумах с классными руководителями и учителями предметниками, а так же учитывались при построении рекомендаций в ходе психологических консультаций с педагогами и родителями учащихся.

  • Диагностика в 9-х, 11-х и классах по изучению профессионального самоопределения учащихся, а так же диагностика уровня тревожности при подготовке и сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Изучались: мотивационно – потребностная, эмоционально – волевая, познавательная сфера, уровень тревожности,а также профессиональные интересы. Учащиеся, классные руководители и учителя – предметники были ознакомлены с результатами диагностической работы.

  • По запросу администрации школы был проведен мониторинг учащихся с целью выявления детей с неустойчивым психо- эмоциональным состояние. Период проведения 3-12.04. Участвовало 760 человек.Результаты мониторинга в процентном соотношении были отражены в аналитической справке.

В рамках индивидуальной диагностики проводилась следующая работа :

  • Изучение личности и поведения трудных подростков;

  • Диагностика в рамках индивидуального консультирования

  • Диагностика по запросу родителей, учителей, администрации школы.

2.Консультативное направление:

За прошедший период было проведено 85 консультаций из них:

55консультаций(первичных и повторных)для учащихся,30 консультаций для педагогов школы, и 25 консультаций для родителей учащихся.

Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: первичное консультирование – во время, которого собираются основные данные и уточняется запрос; и повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определения плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям давались рекомендации по особенностей взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждались динамика работы с ребенком и уточнялись рекомендации.

В связи с тем, что основной контингент – это дети подросткового возраста, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения. В целом все запросы можно разделить на:

  1. трудности в общении со сверстниками

  2. эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.)

  3. проблемы в детско-родительских отношениях

  4. трудности в профессиональном самоопределении

  5. трудности обучения

  6. консультации по результатам групповой диагностики

В процессе консультирования решались следующие задачи:

  1. прояснение и уточнение запроса;

  2. сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;

  3. диагностика нарушений;

  4. рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;

  5. составление плана дальнейшей работы по запросу.

Выводы. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности.

3.Коррекционно-развивающее направление

За прошедший период проводилась групповая коррекционно- развивающая работа с учащимися первых, вторых, пятых, шестых классов, направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сфере.Многие занятия проходили в сенсорной комнате и активно использовались ее ресурсы.

С учащимися седьмых — одиннадцатых классов коррекционно-развивающая работа велась преимущественно в индивидуальном режиме. Проведено 32 индивидуальных занятий.

Основная тематика: коррекция эмоционального состояния, работа со стрессовыми состояниями, работа с агрессией и повышенной тревожностью, развитие коммуникативных навыков.

4. Просветительская деятельность.

Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах.

1) Проведение тематических классных часов для учащихся 2-11классов. Цель данных мероприятий — познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.

Темы классных часов:

  1. «Дружба и конфликт» (беседа с элементами тренинговых заданий)2-5 кл.

  2. «Психология общения, как выйти из конфликтной ситуации» 6-7 кл.

  3. «Мы выбираем жизнь!» (раскрытие понятия девиантное поведение, виды девиантного поведения)6-9 кл.

  4. «Экзаменам без стресса» »(беседа с элементами тренинговых заданий)9 и11 кл.

  5. «Мир труда и профессий»8 кл.

В связи с тем, что были получены положительные отзывы (от учащихся и классных руководителей) о проведенных занятиях, а после занятий учащиеся проявляли заинтересованность в индивидуальных консультациях данное направление деятельности можно считать эффективным.

2) Выступления на родительских собраниях. Всего было проведено 18 выступлений для родителей учащихся 1-11 классов (общешкольные и классные родительские собрания).

Темы проведенных выступлений:

1.Собрание в первых классах по результатам стартовой диагностики «Мой ребенок первоклассник»

2. Собрание в первых классах «Особенности адаптация к школе» (результаты диагностики)

3.»Возрастные особенности второклассника.»

4. «Поощрение и наказание»(для родителей третьих классов)

5. «Особенности раннего подросткового возраста» (общее собрание для 4-х классов)

6. «Особенности адаптации 5-х классов»

7. «Подростковый возраст. Профилактика девиантного поведения»(общее собрание в 5-7 кл)

8. «Кто он, этот подросток???» (для родителей 8-х классов)

9. « Суицидальное поведение подростков»( для родителей 7-8 кл.)

10. «Суицид»(для родителей 10 классов. Проводила Крюкова Е В.)

11. « Экзамен без стресса. Как помочь ребенку» (для родителей 9 и 11 классов)

12. «Успех воспитания – доброта и общение!»(для родителей, чьи дети стоят на внутри школьном учете)

В целом все выступления прошли успешно, были получены положительные отзывы от классных руководителей, родителей. Также стоит обратить внимание, что после родительских собраний родители обращались за консультационной помощью.

3) Выступления на педагогических консилиумах по итогам диагностики по адаптации 1,5,10 классов.

5) Групповые и индивидуальные просветительские консультации учащихся 8,9,11 классов по вопросам профессионального самоопределения и подбору учебных заведений.

6) Организациязанятия-экскурсии для будущих первоклассников (д/с№31)

5.Методическая работа.

Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

  1. Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ. Результатами методической работы за этот год стали:

  2. а) подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ; б) составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы; в) разработка классных часов для учащихся; г) разработка и написание программ выступлений на родительских собраниях; д) создание базы диагностических методик.

  3. Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей

  4. Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей

  5. Оформление документации педагога-психолога

  6. Посещение конференций и семинаров в целях самообразования.

  7. Работа в ГМО психологов г. Вичуга. (участие в выездном семинаре в город Наволоки «Обобщение опыта работы психолога в сенсорной комнате», разработка плана мероприятий психологического сопровождения ОГЭ и ЕГЭ, участие в семинаре «Формы ведения документации педагога – психолога и локальные акты».

Выводы. Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программам работы с одаренными детьми, а так же программ работы с детьми с неустойчивым психо- эмоциональным состоянием.

***

Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем. В следующем учебном году необходимо уделить внимание усилению работы с детьми с неустойчивым психо- эмоциональным состоянием, а также работе с одаренными детьми. Продолжать деятельность в будущем году с учетом анализа деятельности за прошедший год.

Педагог – психолог Комиссарова Л.Е.

Приложение.

Занятие в сенсорной комнате

Классный час в 5-м классе «Дружба и конфликт»(беседа с элементами тренинговых заданий)

Семинар в городе Наволоки «Обобщение опыта работы психолога в сенсорной комнате»

Занятие-экскурсия для будущих первоклассников.

infourok.ru

Методические рекомендации к составлению годового аналитического отчета педагога-психолога

В каждом аналитическом отчете могут сочетаться несколько видов анализа:

  • сравнительный анализ – сопоставление явлений, имеющих единую природу и общие характеристики; сопоставление идет по внешним и внутренним признакам, по условиям степени эффективности;
  • корреляционный анализ – это процедура установления зависимости развития одного элемента ситуации, процесса или системы от другого (корреляция в переводе с латинского означает взаимную зависимость явлений);
  • структурный анализ – это выявление роли и значения какого-либо фактора в успешности функционирования определенной структуры;
  • системный анализ – выявление в объекте различных структур и способов их взаимосвязи и взаимодействия;
  • функциональный анализ – это характеристика объекта с позиций его прав и обязанностей, то есть функций, выполняемых в ситуации, процессе, системе, а также установление зависимостей этих функций;
  • критический анализ – это выявление слабых сторон деятельности и личности;
  • детерминационный анализ – это установление причинно-следственных связей между явлениями, структурами, признаками, состояниями.